Шокирующая правда о призраках или феномен Самары Морган. 

В преддверии Хеллоуина тема человеческих страхов актуальна, как никогда. Говорить про них можно бесконечно, потому что страх  — наиважнейшее чувство, призванное обеспечить безопасность всем и каждому. Умение пугаться гарантирует, что человек вовремя отреагирует, если что-то пойдет не так. И совсем уж глупых страхов не бывает, ведь любой кошмар чем-то да обоснован. Главное, понять, чем именно. 

Последние дни я рассуждаю на тему образа, очень популярного в фильмах ужаса  — дома с призраками. Почему самые страшные призраки водятся не абы где, а в заброшенном доме? Кто и почему забросил этот дом? И по какой причине эта тема находит леденящий душу отклик в сердцах многих зрителей? 

Не к ночи будет помянута. 

Помните Самару Морган? Это девочка из фильма «Звонок», и огромное количество людей считают её чуть ли ни самым страшным кино персонажем. Вот на её примере и разберем историю такого типичного среднестатистического призрака. Если вы и сами недолюбливаете Самару, читать может быть немного стрёмно, но безусловно полезно для понимания самого себя. Сразу оговорюсь, что призраки в хороших ужастиках выглядят пугающе априори, но если кто-то многие годы срётся от одного упоминания «девочки из «Звонка», может, стоит копнуть глубже, чтобы добраться до первопричины своего страха. 

По сюжету фильма, родители утопили приёмную дочку в колодце, а затем злой призрак девочки убивает людей после того, как те посмотрят «проклятую» видео кассету. И этот сюжет в сочетании с внешним видом ребёнка-призрака бередит в зрителях собственные раны из глубокого детства. Но чем глубже рана, тем тяжелей её разглядеть! 

Бояться надо не мёртвых. 

Кто же такие призраки и насколько реальными они объективно могут быть? Моя мама любила повторять фразу: «Бояться надо не мёртвых, бояться надо живых!» Вопрос: призрак — он скорее мёртв или скорее жив? Думаю, пятьдесят на пятьдесят. Предположительно, физическое тело умерло, но душа так и не нашла покоя. А что если наоборот? 

Представьте себе существо, живое с физической точки зрения, но как будто мёртвое внутри — холодное, равнодушное и отстранённое. Оно есть, но его нет. Никого не напоминает? Это самый что ни на есть настоящий «призрак»  — из обыденной жизни, а в фильмах ужаса нам показывают лишь «перевёртыш» — мертвое тело, которое живет и чувствует. Чувствует боль и злость. По сути, страшилище из кино — это зеркало души реального человека, вполне возможно, хорошо знакомого зрителю. Человека, с которым, как с Самарой, не хотят дружить. Человека, преданного или не до конца принятого собственными родителями. Человека, уверенного в том, что с ним что-то не в порядке и отчаявшегося это исправить. Человека обманутого, брошенного, несправедливо обиженного. Наконец человека, для которого единственным способом получения внимания являются такие злодеяния, которые просто не могут остаться незамеченными. 

Как отличить телевизор от зеркала?

Вспомните самое страшное чудовище из любого фильма и опишите, как именно оно вас пугает. Сформулируйте несколько предложений, детально описывая те черты персонажа, от которых кровь стынет в жилах. Сконцентрируйтесь не на внешности, а на внутреннем мире призрака (или кто там не даёт вам уснуть?) Перечитайте вслух. Кому из ваших близких подошло бы это описание? Если вы обнаружили подозрительное сходство чудовища с кем-то из родных, не спешите злиться. Вспомните, что призраки в ужастиках становятся говнюками не от хорошей жизни. Тот, кто обижает, глубоко обижен сам. А тот, кому причинили боль, вскоре и не заметит, как передаст свою обиду по цепочке. Задание со звёздочкой: самого себя в описании жуткого призрака сможете разглядеть?

«Ад пуст, все дьяволы сюда слетелись!» (Уильям Шекспир)

Призраки ближе и реальнее, чем нам кажется. Они живут не по ту, а по эту сторону экрана, внушая ужас и отнимая душевные силы. Такими призраками могут быть самые близкие люди, которые воздействуют на нас в те периоды жизни, когда противостоять им нет никаких сил. Если в прошлом родители привили ребенку страх быть одиноким, нелюбимым и беспомощным, то кино персонажи вроде девочки из «Звонка»  — это отражение психологического состояния такого несчастного уже подросшего ребенка. Самара Морган, как призрак, навсегда останется маленькой — по сути, она застряла в своей психологической травме. И этот ребенок-призрак живёт внутри многих из нас — ненужных, преданных, униженных, плохих и злых, но ни в чём, если разобраться, не виноватых. Ребёнок, которому сегодня необходимо повзрослеть и самостоятельно наполнить теплом один из тех домов, что был заброшен когда-то! 

«Когда пройдёт много лет, я вернусь в тот дом, где холодно всегда без огня и с огнём». (Рок-группа «Ночные снайперы»)

Призраки в кино символизируют страдание человека, обиженного самыми важными людьми, а также лицемерное притворство того, кто, неся в душе эту рану, уже и сам не может любить без страха оказаться преданным. Теперь, зная правду, обнимите мысленно свой самый большой кошмар. Он хочет от вас только этого. 

Призраки — это тени нашего прошлого, боль из которого всё никак не может затихнуть. А заброшенные дома — это покинутые души, которые ненавидят людей за то, что те в любой момент могут открыть дверь и уйти навсегда. 

Не согласны? Буду рада аргументированной критике.

С любовью к людям и сочувствием к призракам, Ольга Виноградова.